Конечно, радостно было смотреть, как Путин путём диалога выясняет у молодой сотрудницы академгородка, какова зарплата учёных, и не сходя с экрана тут же даёт указания местным властям.

Конечно, печально было понимать, насколько неэффективна и не отлажена система управления государством, и насколько одинок Путин – поговорить с каждым учёным он всё равно не сможет.

Но почему так происходит? Ведь есть богатая и могучая ПРАВЯЩАЯ партия – «Единая Россия», которая должна помогать править, быть и глазами, и ушами, и опорой президента? Есть министерство высшего образования и науки, которое должно решать вопросы в своём секторе, а не прятаться за спиной президента?

Азы науки управления: принять решение – поручить исполнение – проверить исполнение. И, как говорили, сделать соответствующие оргвыводы.

Как это должно выглядеть?

Руководитель принимает решение – конечно же, обоснованное, просчитанное, подготовленное специалистами, экономистами и плановиками. Конечно же, с точным указанием сроков и ответственных лиц.

Пример и образец – Сталинское Постановление №1017-419сс от 13 мая 1946 года, по нему с нуля начинала создаваться ракетная отрасль, через 11 лет взлетел Первый Спутник, через 15 лет – Гагарин.

Решение передаётся исполнителю, например «господину наркому высшего образования и науки», желательно члену правящей партии (для усиления ответственности и исполнительской дисциплины), где уточняется, согласуется, детализируется и передаётся в нижестоящие инстанции для исполнения.

 Затем начинается самый важный этап. Чтобы решение не стало гласом вопиющего в пустыне, нужно не только приказать, но и проверить, как приказ исполняется.

А для того есть два пути. Можно сплести густую сеть проверяющих чиновников, а чтобы те работали – поставить над ними контролёров, а чтобы контролёры не дремали – поставить над ними инспекторов, а чтобы инспекторы не крали – поставить над ними надзирателей, а над ними – блюстителей, а над ними… Но это сложно, дорого, ненадёжно и заведомо насквозь коррумпировано.

А можно поручить эту деятельность всей верной опоре – правящей партии, «Единой России». Ведь деятельность эта не слишком сложная и трудоёмкая, работа чисто информационная, выполняемая по идейно-партийным убеждениям, а не за деньги.

Вот, например, принял президент решение о зарплатах учёным. И это решение с указанием сроков выполнения напечатано на главном партийном сайте: «Не по лжи», например. Пришли на работу в НИИ члены ячейки «Единой России», обсудили-одобрили, а поскольку находятся в самой гуще учёных масс, то сами на своих карманах, кошельках и карточках всё ощущают.  И не ждут – вдруг позвонит президент, да спросит? – а идут прямо к директору или хозяину, и прямо, как господин господину, как едрос едросу, со всей правящепартийной принципиальностью интересуются, а почему господин хозяин НИИ не выполнил решения президента? Срок пришёл – извольте выполнять! Или господину хозяину надоело его кресло? Так вылетит из кресла с отметкой о профнепригодности, а по правящепартийной линии его ещё отдельно накажут – чтобы партию, ведущую народ к рынку, не позорил. И это пока что в порядке господинской (а не товарищеской, как у большевиков) критики, без оргвыводов. А начнёт обманывать, переводить на полставки, сокращать – любят буржуины хитрить! – так со всей едросовской прямотой СМСка и видеофакт уходят губернатору, а хозяин НИИ из своего кабинета.

Ничего сложного, рутинная работа партийного аппарата правящей партии. И не надо президенту, верховному главнокомандующему, руководителю страны тратить своё время на выяснение зарплаты учёных. Руководитель поручил – нарком, опираясь на ведомственный и партийный аппарат выполнил и представил отчёт в срок, со сжатыми, чёткими и честными цифрами. А не выполнил – так не нужны нам такие наркомы. А если – не дай бог! – сфальшивил в цифрах – под суровый суд пошёл за служебное преступление.

Впрочем, беспомощность Путина в контроле за выполнением принятых решений – полбеды… Куда печальнее другое…

 И реальная капиталистическая власть – олигархи, и обслуживающие их интересы чиновники очень любят именовать себя «элитой».

А какое слово ближе всего по значению к слову «элитный»? Правильно, «отборный». Как формируются элитные сорта растений, элитные породы животных? Правильно, отбором. То есть по определению, должен быть кто-то или что-то (структура), отбирающий, выбирающий лучших. Причём отбор должен производиться – специалистами, а не на праймериз или самообъявлением.

Механизмы такого отбора давным-давно известны и отточены веками. Мы совершенно уверены в том, что в Академии медицинских наук – элита. Мы доверим хирургу-академику и свою жизнь, и жизнь своих детей – но не доверим ничего шарлатану «избранному всенародным голосованием». Мы знаем о строгости отбора в конструкторские бюро ВПК, и знаем, что там – техническая элита. Мы знаем, как тщательно отбираются, обучаются и контролируются сотрудники атомных электростанций – и живём спокойно, зная, что там работает элита. Но вот недавно депутат «Справедливой России» Белоусов был задержан за взятку в три миллиарда рублей, вошёл, как сейчас говорят, в «элиту взяточников». Только на эту взятку он мог бы купить небольшую электростанцию и торговать электроэнергией – но вошёл бы он от этого в настоящую элиту, сообщество отборных специалистов?

То есть для формирования элиты – настоящей элиты – должен производиться отбор, такой, как ведётся в учебных и научных учреждениях, на предприятиях высоких технологий, в космонавтике и атомной промышленности.

А если речь идёт об отборе, то первый вопрос – исходный материал, из чего отбирать? Например, вам надо создать элитный сорт розы – у вас больше шансов найти то, что нужно среди десятка сортов или среди тысячи? А если вы собираетесь найти и вырастить будущего Моцарта – вы будете искать в одном детском саду или во всём городе, во всей стране? Где ваши шансы будут выше, где может быть успех?

И научная теория, и бесстрастная статистика показывают, что распределение талантов среди новорожденных идёт равномерно. Вероятность рождения нового Моцарта в столице равна вероятности его рождения в самом глухом селе. В деревне Троица родился великий авиаконструктор Антонов, в селе Пустомазово – Туполев, в деревне Дилялево – Ильюшин, единственный лауреат семи Сталинских премий.  В селе Белозёрка родился Бондарчук, в селе Сростки – Шукшин, в селе Константиновка – Нонна Мордюкова. В посёлке Симский Завод Уфимской губернии родился Курчатов, создатель атомной бомбы, в селе Брынчаги – Кошкин, создатель танка Т-34, в селе Самбек – Петляков, создатель пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Следовательно, и народ, и страна, и государство заинтересованы в том, чтобы а) всем детям во всей стране обеспечить равный доступ к развитию и образованию и б) как можно раньше выявлять их таланты и способности, формируя, отбирая настоящую элиту, мозг и культуру нации.

Именно эту политику и проводили коммунисты, именно эта политика дала великолепные результаты, открыв пути к успеху действительно самым одарённым и талантливым. Школы – бесплатные, с единой программой и едиными требованиями. Мощная система дворцов и домов пионеров, кружков и студий, пропаганда научных и технических знаний и умений, очные и заочные конкурсы. Для проявивших себя – спецклассы, физматшколы, школы-интернаты при ведущих вузах. Выездные приёмные комиссии для поиска талантов. Бесплатное (+стипендия) обучение в вузах, общежития для иногородних. Высокий статус учёного в обществе, уважение к интеллекту, фильмы и книги об учёных, даже тот же КВН, где ценился блеск ума, а не скабрезности, эрудиция, а не эстрадность.

Вот с него, а не с повышения зарплат (хотя и это очень важно) надо начинать формирование, отбор научной элиты!

Пробравшаяся во власть буржуазия и её передовой отряд – партия «Единая Россия», проводят принципиально иную политику.

Частная собственность – основа капиталистического строя – приводит к непримиримому противоречию интересов новообразовавшихся буржуев и всего народа.

Народ заинтересован в том, чтобы во власть приходили самые талантливые – капиталисты заинтересованы в том, чтобы власть и собственность передавать по наследству, своим – пусть самым тупым и безнравственным, но своим – отпрыскам.

Народ заинтересован в том, чтобы у всех детей был равный доступ к образованию и равные возможности – капиталисты заинтересованы в том, чтобы полноценное образование давать своим отпрыскам, а всем остальным – второсортное, чтобы исключить честную конкуренцию и справедливый отбор.

Потому едроссы и ввели платные школы и вузы, чтобы натасканные за деньги бездари, как сорняки, заглушали способных и талантливых детей из народа. Потому они и закрыли или сделали платными кружки, студии и секции, где росли новые таланты. Потому они и порушили систему пионерских лагерей и детских санаториев, чтобы отнимать здоровье у детей народа – а для своих отпрысков у них есть Канары и Багамы, теннисные корты и поля для гольфа.

Потому они и низвели учителя до услужающего, продающего «образовательные услуги», потому их охамевшие отпрыски заявляют учителю – «если ты такой умный, то чего ты такой бедный?».

Есть мудрая библейская притча о сеятеле, который рассевал зёрна. Иное зерно упало при дороге – налетели птицы и поклевали его; иное на камень, чуть прикрытый землёй – скоро взошло, но скоро и увяло; иное в сорняки и сорняки заглушили его. А те зёрна, что попали в добрую почву, дали хороший урожай, в тридцать, шестьдесят, сто зёрен.

По-разному трактовали эту притчу философы и богословы, но если мы говорим про формирование элиты, тем более элиты научной, то должны понимать, что добросовестный сеятель сначала должен отобрать самые лучшие зёрна – элитные семена. И не бросать зёрна куда попало – но только в добрую землю, чтобы выросли они и дали новое поколение, в котором также надо произвести отбор. Только так – путём непрерывного и многократного отбора – элита и формируется.

Только в равных начальных условиях можно определить, какое зерно даст добрый всход – и только для таких нужна добрая почва. А иное – ведёт к оскудению и вырождению элиты. 

 Не с простого повышения зарплат учёным – а со сложной и кропотливой работы по выявлению талантов и развитию их надо начинать формирование научной элиты. Именно это было положено в основу создания кадрового потенциала советской науки, и именно в этом заключается секрет её побед и достижений.

Председатель ВЖС «Надежда России», руководитель аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе  Н.А. Останина